Україна і світ

Частные полицейские формирования: право силы вместо силы права

Частные полицейские формирования: право силы вместо силы права

Этот текст не о Национальных дружинах. Они – лишь частный случай, который сознательно и демонстративно был выставлен напоказ, получил свою порцию общественного внимания и, вдобавок ко всему, отлично вписался в картинку украинской реальности глазами российского телевидения.

Ровнять всех под одну гребенку было бы неправильно, тем более, что лично знаком со многими ребятами из организаций-сателитов Азова, где как и везде есть разные люди, с разной пропорцией внутренней искренности, мужества и цинизма.

Опять-таки, это не о них или не только о них. Правоохранительные органы – начиная от полиции и заканчивая спецслужбами давно, системно и последовательно игнорируют появление подобных групп по всей стране. Сначала это были титушки, потом охранные фирмы, “ветеранские” организации, а примерно год назад подобные квазигруппы как грибы возникли по всей стране под видом муниципальной охраны.

Мы прекрасно понимаем разницу между “помогать полиции охранять общественный порядок” и тем, во что на самом деле могут превращаться такие формирования.

Причина возникновения таких групп – отсутствие справедливости и вакуум власти. И это не только про правоохранительные органы. Это про всю государственную машину, которым глубоко наплевать на людей и их проблемы – следователей и прокуроров, месяцами отфутболивающие родственников убитых, местные власти, трусливо игнорирующих незаконные стройки и рейдерство. Когда государство не способно обеспечивать справедливость законным путем, униженные и оскорбленные идут к тем, кто добивается ее всеми доступными способами.

А заканчивается это делигитимизацией власти, ее сращиванием государства с криминальными элементами, в результате чего вместо силы права страна получает право силы.

Ниже я привел короткий анализ правовой базы этого явления. Мы с нашими юристами сейчас внимательно изучаем опыт других стран и параллельно готовим изменение в законодательство и запросы в органы Национальной полиции и местных властей с требование предоставить информацию о регистрации всех (!) подобных организаций, проведеня проверок их членов на предмет судимости, выдачи удостоверений и разрешений на выдачу и использование спецсредств.

Самое важное, что мы должны знать: подобные организации НЕ могут появляться БЕЗ согласования с Нацполицией и местными властями. Без их согласия они незаконны и не имеют никаких полномочий. К примеру, если говорить о “дружинах”, на данный момент их правовой статус не до конца понятен. Просто любая общественная организация не уполномочена и не может выполнять функции, о которых они заявили.

Правовая база

Привлечение населения для помощи полиции практикуется во многих странах. Как правило такие формирования так и называются – Auxiliary police – вспомогательна полиция. Практически во всех странах, где существует такая форма взаимодействия, государство самостоятельно определяет знаки отличия, униформу, форму удостоверения и исключительный перечень прав таких лиц.

Главная и единственная задача таких формирований – помощь регулярной полиции в обеспечении общественного порядка и предотвращении легких преступлений. Как правило, работа таких структур очень жестко регулируется, у таких формирований практически нет свободы действий вне контроля полиции. При этом нормативные документы прописаны так, чтобы не допускать передачи функции государства сторонним структурам или подмены полномочий правоохранительных органов.

В Украине действия таких формирований регулируются законом, разработанным еще в конце лихих 90-х, во времена Леонида Кучмы и Юрия Кравченко – “Про участь громадян в охороні громадського порядку і державного кордону”, разработанного во времена Кравченко и Кучмы. На тот момент принятие этого закона позволяла привлекать к помощи полиции бывших сотрудников правоохранительных органов, сотрудников охранных агентств и криминальные элементы.

Членами подобных организаций могут быть дееспособные граждане Украины достигшие 18 лет. Не могут быть членами организации лица, нарушающие общественный порядок; лица, судимость с которых не снята либо не погашена; ранее судимые за умышленные преступления; больные хроническим алкоголизмом и наркоманией.

Что важно, приступать к выполнению своих обязанностей члены этих формирований могут ТОЛЬКО после прохождения соответствующей правовой и специальной подготовки в органах Национальной полиции, Госпорганслужбы и получения в органе местного самоуправления удостоверение члена общественного формирования, а также нарукавной повязки, образцы которых утверждаются Кабинетом министров.

Кто их контролирует

Координация и контроль деятельности этих формирований должны осуществляться государственными администрациями и органами местного самоуправления совместно с органами Национальной полиции либо подразделений Госпогранслужбы.

Согласно закону такие организации действуют на основе Устава, который согласовывается с руководством соответствующего территориального органа Нацполиции, подразделения Госпогранслужбы, а также исполнительного органа совета, на территории которой организация будет действовать.

При регистрации организация должна предоставить

  • устав, согласованный с территориальным органом Нацполиции (Госпогранслужбы) и исполнительного органа совета, на территории которой организация будет действовать;
  • решение о создании организации, утвержденное органом Нацполиции (Госпогранслужбы);
  • состав руководящего органа и список членов организации;

Их права

Закон очень неточно и широко определяет права членов таких организаций. К примеру, они имеют право самостоятельно – то есть, без сопровождениям полиции – в случае подозрения (!) в совершении административных правонарушений и преступлений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность.

Также, согласно закону, члены общественных формирований при выполнении своих обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы после обязательного предъявления удостоверения члена общественного формирования, среди прочего, имеют право:

  • в случае подозрения в совершении административных правонарушений и преступлений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • с согласия владельцев входить в клубы, кинотеатры, стадионов, других общественных мест и помещений для преследования правонарушителя или прекращения административных правонарушений или преступлений;
  • при исполнении обязанностей члена общественного формирования использовать по собственному желанию свой или другой частный автомототранспорт с согласия собственника или лица, во владении которой он находится;
  • в случае нарушения водителями Правил дорожного движения принимать меры к прекращения этого правонарушения, осуществлять проверку документов у водителей на право пользования и управления транспортными средствами, а также не допускать лиц, не имеющих документов или находящихся в состоянии опьянения, к дальнейшему управления транспортными средствами.

Применение силы и спецсредств

Согласно закону, после обязательного удостоверения члены таких формирований имеют право применять в установленном порядке меры физического воздействия, специальные средства индивидуальной защиты и самообороны, заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия. (Кстати говоря, Украина – одна из немногих стран, где негосударственным структурам позволено исползование спецсредств).

В другой статье закона говорится, что подобные действия возможны только во время совместной работы с полицейскими и пограничниками и только после предупреждения. Но если возникла непосредственная угроза чьей либо жизни или здоровью допускается применение силы и спецсредств без предупреждения.

Порядок приобретения и выдачи общественным формированиям этих специальных средств и их хранения определяется Министерством внутренних дел. Отдельно указывается, что при необходимости органы Нацполиции и Госпоргранслужбы могут предоставлять членам таких общественных организаций “мобильные радиотехнические и специальные средства, а также другие предметы экипировки нарядов”.

Наказание за сопротивление

Согласно закону, “злостное неповиновение члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также его оскорбление и другие действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность согласно закону.”

Часть 2 статьи 342 Уголовного кодекса Украины говорит о том, что такое правонарушение карается штрафом от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

В этом отношении члены таких общественных организаций приравнены к сотрудникам правоохранительных органов, государственному исполнителю и военнослужащим, охраняющим государственную границу.

Как я уже указал выше, мы будем вносить изменения в те положения этого закона, которые, за последние 17 лет, очевидно, устарели или не отображают реальность. Сейчас мы внимательно изучаем опыт других стран и параллельно готовим изменение в законодательство и запросы в органы Национальной полиции и местных властей с требование предоставить информацию о регистрации всех (!) подобных организаций, проведеня проверок их членов на предмет судимости, выдачи удостоверений и разрешений на выдачу и использование спецсредств.

Автор: Мустафа Найем. Источник: Украинская правда

Джерело Телеканал новини «24»
02.02.2018

Facebook
Close